Тема самообразования
«Внедрение инновационных технологий в организацию внеурочной деятельности учащихся по математике для развития инженерных компетенций».
В соответствии с выбранным направлением я поставила перед собой следующие цели:
- повышение уровня готовности обучающихся к участию в инженерных и предметных физико-математических олимпиадах, к решению задач второй части основного государственного экзамена по математике;
- выявление и развитие технических способностей к инженерному творчеству у одаренных школьников;
- создание условий для личностного развития каждого учащегося, позволяющие стимулировать коммуникативную, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, в зависимости от возрастной специфики его развития.
Задачи моей профессиональной деятельности, обеспечивающие достижение поставленных целей:
-
провести отбор педагогически эффективных инновационных методов и приемов для реализации поставленной темы;
-
сформировать у учащихся в процессе обучения математике компетентности в сфере информационно-аналитической и коммуникативной деятельности, технологические компетентности, в сфере социальной деятельности и т.д.;
-
разработать эффективное планирование внеурочной деятельности учащихся для развития инженерных компетенций;
-
провести анализ учебной темы в контексте реализации предметных и межпредметных связей курса математики, ее прикладной значимости.
Обоснование актуальности направления профессиональной деятельности
Математическая компетентность формируется и проявляется в деятельности. Поэтому так важна организованная, системно выстроенная практикоориентированная деятельность учащихся в рамках развития инженерных компетенций. Ведение исследовательских, в том числе инженерных проектов школьников, является ключевым требованием к организации учебного процесса в современной школе.
Президентом РФ были даны поручения по созданию эффективной системы профессиональной ориентации молодежи, повышению престижа инженерных профессий, повышению квалификации инженерных кадров и качеству их подготовки.
Анализ учебных тем в контексте реализации курса математики, ее прикладной значимости показал: решение прикладных задач позволяет выработать у учащихся компетенции: предметную - применение знаний и умений в незнакомой ситуации; и составляющую общекультурной компетенции инженера - инженерное мышление.
Для развития инженерных компетенций необходимо научить учащегося решать прикладные задачи, поставленные вне математики, но решаемые математическими методами. Разбирать с учениками нематематические ситуации, которые разрешаются математическими методами. Приемы решения таких задач доступны учащимся и приближены к профессиональной деятельности.
Анализ результатов анкетирования учащихся 9-11х классов физико-математического профиля показал, что до 60% обучающихся планируют поступление в технические вузы, т.е. желают приобрести профессию инженера. Поступив в ВУЗы, учащиеся столкнутся с трудностью применения знаний по математике и физике при решении задач по спецпредметам. Это требует развития у них именно инженерного мышления.
Как известно, развитие мышления наиболее эффективно в раннем возрасте, 14-17 лет. Таким образом, формирование у учащихся 8-11 классов такой составляющей компетенции как инженерное мышление может способствовать повышению не только интереса к будущей профессии, но и позволит быстрее адаптироваться к обучению в ВУЗе.
Я развиваю инженерные компетенции учащихся путем реализации внеурочной деятельности по математике, с помощью решения прикладных математических задач.
Курсы повышения квалификации
Ежегодно повышаю квалификацию и прохожу профессиональную переподготовку. Прошла переподготовку и сертификацию в Московском политехническом институте с участием экспертов международной компании PTC, в течение 15 дней (с 21.01 по 4.03) по компетенции «Интернет вещей» в 2017 году. Занималась подготовкой команд к соревнованиям, подготовкой площадок для чемпионатов и через год сдала квалификационный экзамен, став региональным экспертом в инженерной компетенции «Интернет вещей».
В 2009 году проходила профессиональные курсы подготовки учителей «сингапурским методикам» в «TEMASEK Polytechnic», применяю полученные знания на уроках математики.




