Создание условий адресной работы

 

 

     Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся (одаренные дети, дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, дети – сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети- инвалиды, дети с ОВЗ, дети девиантным (общественно опасным) поведением):

     Все 25 лет своей педагогической деятельности я совершенствую методы обучения, воспитания и диагностики развития учащихся, в том числе с особыми образовательными потребностями. Со своими учениками работаю по исследовательско-проектному методу и на уроках, и во внеклассной работе. Обучаю всех детей, не разбивая их на категории. Считаю, что каждый ребенок талантлив, талант нужно заметить и развить. Все дети одинаково ищут внимание и поддержку взрослого. Выделяю несколько направлений адресной работы с учениками и их родителями.

      Рядом с одаренным ребенком остальные дети, работающие в команде, начинают лучше понимать работу проекта; часто одаренные дети испытывают в общении проблемы, поэтому работа в команде дает возможность социализации, простого общения. Дети учатся друг у друга очень быстро.

     Дети с девиантным поведением имеют много проблем с учебой, в общении со сверстниками. Когда они попадают на занятия по электронике или моделированию (как правило, их приводят родители) для них сложно сосредоточится, прилагать усилия в работе (мелкие детали, много изучать, нужно терпение). Но постепенно ребенок учится, видит, как у остальных получается что-то интересное, ребята помогают и поддерживают друг друга. На занятиях есть непререкаемое правило, без которого работать запрещено:

Взаимоуважение ко всем и  если что-то не получилось – пробовать, пока не получится.

     Многие родители отмечают постепенные изменения в поведении ребенка. Он становится более спокойным и уверенным в себе, более терпимым к окружающим. Имеются «Благодарственные письма от родителей».

     В соответствии с Законом «Об образовании», образовательной политикой Российской Федерации в условиях модернизации российского образования и внедрения ФГОС, образовательный стандарт ставит новые цели, главная из которых – развитие личности.

     Поэтому важным в своей педагогической деятельности считаю создание ситуации успеха – обстановки, располагающей ученика к деятельности, связанной с положительными эмоциями и направленной на то, чтобы ученик обязательно справился с работой.

 

      Во время работы над проектом ребята работают в индивидуальном режиме, объединяются в пары или команды. Причем в такую работу привлекаются дети из разных категорий: одаренные, дети с ОВЗ, послушные и непослушные.

     Показателем эффективности работы считаю множество реализованных проектов школьников, которые представляются на различных конкурсах, форумах, хакатонах, конференциях.

     Ребенку это дает очень многое: личностное развитие через интересную деятельность, социализацию, формирование твердой жизненной позиции. Формируется личность способная к созидательной деятельности. 

     В современном мире, к сожалению, много неполных семей или семей, в которых родители основную массу времени проводят на работе. Ребенок занятый после уроков в проектной деятельности или просто включенный в процесс занят полезным делом, ему уделяется внимание, его обучают, слушают, помогают.

     После всех занятий мой кабинет всегда занят, здесь много детей. Можно сказать нет такого дня, чтобы кабинет был пустым. Кто-то приходит исправить оценку по математике, кто-то доработать проект, а кто-то – просто пообщаться с ребятами за чашкой чая.

     Многие родители искренне благодарны за то, что их дети научились паять, работать на токарном или фрезерном станках, на ювелирном сварочном аппарате, на практике попробовали создать модели в программе «Компас» и печатать их на 3D-принтере; моделировать и изготавливать детали на лазерном станке и гравюре, заниматься электроникой и программировать. Ребята с течением времени приходят к выбору направления в будущей профессии.

  

 В основу моей работы с детьми положен системно-деятельностный подход, который способствует развитию таких универсальных учебных действий, которые распространяются на все предметы, а также необходимы для решения задач практического характера. Так, например, на курсе внеурочной деятельности «Технопредпринимательство» ребята объединяются в компании, придумывают название, бренд, бизнес-план. Разрабатывают продукцию от идеи до готового изделия.

Для этого нужны математические расчеты, навыки решения экономических задач, практическое применение математики и физики, а также навыки инженерных компетенций: 3D моделирование, знание графических программ, лазерных технологий. Работа в команде развивает социальные навыки, изготовление различной продукции – трудовые, реализация изделий на благотворительных ярмарках и в дальнейшем адресная помощь формирует жизненную позицию и ценности. На данном курсе могут заниматься учащиеся из любых классов, проявившие интерес к предпринимательской деятельности.

Результатом предпринимательской деятельности можно считать  благотворительную акцию в 2019 году, когда ребята на вырученные деньги купили детское питание, подгузники, пеленки и доставили в детскую городскую клиническую больницу № 1 Кировского района города Новосибирска в урологическое отделение.

 

 

 

   Особое внимание хочется уделить проекту инженеров Стародубцева Вадима и Жукова Андрея «Умный дом для людей с ОВЗ»

В ходе работы был создан проект, в котором консультантом по созданию условий проживания в таком доме стал Дима К. – ученик начальной школы, который испытывает затруднения в передвижениях и с обучением в связи с тяжелым заболеванием. Дима высказывал свое видение проекта, какие бы он хотел получить в итоге технические новинки, чтобы проще и интереснее было жить в таком доме. В нашем лицее для Димы созданы все условия обучения, и он активно участвует в проектной деятельности инженерного класса. Ребенок посещает занятия центра дополнительного образования и добивается успехов в компетенции «Интернет вещей».

Сам проект создавался учащимися специализированного инженерного класса и получил высокую оценку жюри нескольких конкурсов, конференций. Самой высокой награды проект «Умный дом для людей с ОВЗ» удостоился в 2018 году в Государственной Думе РФ на V Всероссийской конференции «Юные техники и изобретатели», а также высокую оценку мэра города Новосибирска.

С 19 по 24 сентября в городе Новосибирске проходил второй общегородской форум «Новосибирск — город безграничных возможностей-2017».  Экспертное жюри в составе пяти человек ознакомилось с проектом «Умный дом для детей с ОВЗ». Была поставлена высокая оценка техническому решению проекта. Отмечена идея, нестандартный подход к решению взрослых проблем, связанных с ограничениями по здоровью. Это очень важное направление, испытывается дефицит идей и ресурсов.

      Ребята предложили идею управления с помощью телефона, продумали свой интересный, но простой в использовании интерфейс. Дом безопасный и комфортный не только для ребенка с ОВЗ, но и для его родителей.  С проектами новосибирских школьников ознакомился мэр города Новосибирска Анатолий Локоть. Ребята продемонстрировали мэру все свои технические достижения. Мэр высоко оценил проект школьников, посоветовал некоторые интересные идеи его реализации как инженер инженерам. Посоветовал ребятам дальше идти в своих разработках

 

 

      Работаю и с детьми из социально неблагополучных семей, которые испытывают трудности в учебе и в общении с одноклассниками. Для социализации таких детей работаем совместно над проектами, к которым привлекается большое количество учащихся и не только специализированных классов, к проектам присоединяются другие ребята. В ходе работы над социальным проектом в 2018-2019 году «Мусоротроника» учащиеся использовали материал, который отработал свои резервы: старая электроника, компьютеры, пластиковые трубы и т.д. Ребята учились паять, делать из электронного мусора интересные вещи, давая им вторую жизнь. Из старых пластиковых труб собирали настольные лампы. Данный проект задумывался как социальный, но он превратился в большой «стартап», который мы реализовали совместно с областным центром развития детей и юношества на городских мероприятиях как большой проект «Мейкерские компании».

  Такая деятельность дает возможность ребятам многому научиться, раскрыть в себе таланты, поработать в команде, найти общий язык с учителем математики. В рамках такого вида деятельности отстающие обучающиеся по предмету математика более охотно идут на контакт с учителем, остаются на дополнительные занятия, которые я провожу для дополнительного объяснения материала. Родители учащихся также занимают активную позицию в воспитании своих детей. Имеются благодарственные письма от родителей.

В работе с детьми часто использую метод передачи своего опыта учащимися старших классов детям младших классов. Победители соревнований, имеющие медали и благодарственные письма мэра готовят себе смену.

Для более полного контакта с детьми периодически устраиваю соревнования родителей и детей по математике и Cuboro.

Такой вид деятельности дает возможность родителю увидеть, как работает ребенок, провести с ним интересно время. Все привлеченные родители отмечают позитивный эффект такого времяпрепровождения.

Чтобы увеличивался рост количества детей, заинтересованных в инженерных компетенциях, провожу занятия в центре дополнительного образования для младших школьников 3-4 класс. В группах по 10-12 человек дети учатся основам электроники и схемотехники. Дети, которые интересуются и начинают свою проектную деятельность, становятся в дальнейшем основным составом учащихся для инженерных соревнований.

 

Вне всяких организованных кружков и курсов можно прийти в мой кабинет и заниматься моделированием, собирать модели из конструктора Lego. Этой возможностью пользуются не только дети младших классов, но и родители и старшеклассники. Благодаря такой деятельности «Электронный город» наполняется жителями, машинами, магазинами и т.д.

Каждый ребенок – это своеобразный мир взглядов, чувств, переживаний, интересов, радостей и тревог, горестей и забот. Увидеть, понять духовный мир своих учеников, проникнуться их интересами мне помогает работа в центре инженерных компетенций и классное руководство.

 

      И наконец, как классный руководитель, работаю внеурочно со своим инженерным классом. Помимо интеллектуальных и инженерных соревнований мы готовим театральные постановки к различным школьным мероприятиям. Моим основным принципом является массовое участие в классе. Если ребенок не желает выступать на сцене, то он может найти себя в другом качестве: шить костюмы, заниматься подборкой музыки, постановкой танцев и т.д. Регулярно инженерный класс становится победителем в творческих школьных конкурсах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Дата последнего обновления страницы 05.09.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»